Что такое вербальная поведенческая терапия?
Вербальная поведенческая терапия учит общению с использованием принципов прикладного поведенческого анализа и теории бихевиоризма Б.Ф.Скиннера. По замыслу, вербальная поведенческая терапия мотивирует детей, подростков или взрослых учить язык, объединяя слова с их намерениями.
Ученик узнает, что слова помогают получить желаемые предметы или другие результаты. Терапия не концентрирует внимание на простых словах (кошка, автомобиль и т.д.). Ученик учится использовать слова для формулировки вопросов и передачи своих идей.
Другими словами,этот метод сосредоточен на понимании того, почему мы используем слова. В своей книге "Вербальное поведение", Скиннер разделяет язык на типы, или "операнты". Каждый имеет разную функцию.
Вербальная поведенческая терапия сосредоточена на 4 типах слов:
- Манд. Запрос. Например: "Печенье", чтобы попросить печенья.
- Такт. Используется, чтобы поделиться опытом или привлечь внимание. Например: "Самолет", чтобы указать на самолет.
- Интравербальное поведение. Слово используется для ответа на вопрос или другой реакции. Например: Куда вы ходите в школу? “Школа №29”
- Эхо. Частое повторение слов или подражание. Например: "Печенья?" "Печенье!" (Важно, как ученик подражает).
Вербальная поведенческая терапия начинается с обучения мандам или запросам, как основному типу языка. Например, человек, страдающий аутизмом, узнает, что говоря "печенье" можно получить печенье.
Сразу после того, как ученик делает такой запрос, врач усложняет урок, повторяя слово и показывая запрашиваемый предмет. Затем врач снова произносит данное слово в том же или подобном контексте.
Важно отметить, что ученики не должны называть фактическое слово для получения нужного результата. Сначала они должны сигнализировать запросы любыми способами. Указанный пункт представляет собой хорошее начало.
Это помогает ученику понять, что общение приводит к хорошему результату. На это понимание врач опирается при помощи ученику в построении общения.
Вербальная поведенческая терапия использует "обучение без ошибок". Врач обеспечивает быстрые и частые подсказки для помощи ученику в улучшении общения. Постепенно уменьшается количество подсказок, пока ученик не перестанет в них нуждаться. Например, ученик хочет печенье. Врач может держать печенье перед его лицом и говорить "печенье", чтобы подсказать ответ ученику.
Затем врач произносит звук "П", тем самым подсказывая ответ. После этого он может просто держать печенье перед глазами ребенка и ждать запроса. Конечная цель - ученик должен сказать "печенье", когда он или она хочет печенье, без каких-либо подсказок.
На обычном занятии вербальной поведенческой терапии учитель задает ряд вопросов, которые сочетают в себе простые и сложные запросы. Это увеличивает успех и уменьшает раздражение. Учитель меняет ситуации и способы, улавливая и поддерживая интерес ученика.
Большинство программ включают как минимум от 1 до 3 часов терапии в неделю. Более интенсивные - могут состоять из большего количества часов. Кроме того, преподаватели обучают родителей и других воспитателей применению принципов вербальной поведенческой терапии в повседневной жизни ученика.
Кому помогает вербальная поведенческая терапия?
Вербальная поведенческая терапия может помогать детям младшего возраста, начинающим изучать речь, и более старшего возраста с задержкой или нарушением речи. Это также помогает многим детям и взрослым, использующим зрительные образы или другие формы вспомогательной коммуникации.
История и научная основа вербальной поведенческой терапии?
Скиннер опубликовал "Вербальное поведение" в 1957 году с целью описания функционального анализа языка. В 1970-е годы аналитики Винсент Карбоне, Марк Сандберг и Джеймс Партингтон начали адаптировать подход Скиннера для создания Вербальной поведенческой терапии. С 1982 года Национальная ассоциация анализа поведения начала публиковать ежегодный журнал Анализ вербального поведения.
Многие исследования подтвердили эффективность вербальной поведенческой терапии у детей. (Д-р Сандберг резюмировал их в 2001 году). Но 2006 обзор научной литературы пришел к выводу, что необходимы дополнительные исследования для подтверждения эффективности этого подхода.