Этапы развития дают возможность родителям и врачам следить за обучением, поведением и развитием ребёнка.
Каждый развивается по-разному, некоторые различия могут указывать на небольшую задержку, а другие и вовсе могут стать причиной для большого беспокойства.
Следующие этапы – важные ориентиры для отслеживания здорового развития от четырёх месяцев до трёх лет.
До следующего визита ребёнка к врачу, пожалуйста, найдите время понаблюдать за ним, выполняет ли он эти действия. Эти этапы не должны быть вместо скрининга, но их следует использовать в качестве тем обсуждения между родителями и врачами на каждую дату визита.
Если ребенок не имеет перечисленных навыков, или, если нет одного из них в любом возрасте, обязательно сообщите своему детскому врачу.
Убедитесь, что ваш ребёнок выполняет эти действия на каждом возрастном уровне:
К 3-4 месяцам:
- С интересом наблюдает за часами, или другими движущимися объектами.
- Признаёт знакомых людей и предметы, улыбается, когда слышит ваш голос.
- Поворачивает голову, если слышит звуки.
- Может улыбаться, смеяться, могут быть другие радостные выражения на лице.
К 7 месяцам:
- Реагирует на эмоции других людей.
- Может найти спрятанные предметы.
- Трогает вещи, таким образом, познавая мир.
- Реагирует на собственное имя.
- Выражает радость или неудовольствие голосом, лепечет.
К 12 месяцев/1 году:
- Пытается подражать людям и имитировать звуки.
- Может играть в простые игры, например, «догонялки».
- С лёгкостью находит спрятанные вещи.
- Реагирует на слово «нет», может показывать жесты, указывать на предмет.
- Лепечет с изменением тона; может говорить отдельные слова («папа», «мама», «Ой-ой!»).
- Обращается к человеку, если его зовут.
К 24 месяцев/2-м годам:
- Имитирует поведение других людей; С радостью и восторгом играет в компании других детей.
- Понимает несколько слов.
- Находит далеко спрятанные объекты.
- Начинает сортировать предметы по форме и цвету. Может играть в простые игры.
- Признаёт имена знакомых людей и вещей; может следовать простым инструкциям.
- Может составить предложение из двух слов для общения с другими, например, он спрашивает: «больше печенья?»
36 месяцев/3 года:
- Выражает любовь и привязанность, также может выражать эмоции.
- Играет с механическими игрушками, и в различные простые игры.
- Легко сортирует предметы по форме и цвету.
- Играет в компании из трёх и более человек, может общаться с людьми небольшими фразами, например, «давай выйдем на улицу, покачаемся на качели?».
- Использует в своей речи местоимения (я, ты), может говорить во множественном числе (автомобили, собаки).
К 48 месяцев/4-м лет:
- Играет в команде с другими детьми. Более развита фантазия, сам может придумывать игры.
- Знает названия некоторых цветов; понимает понятия подсчёта и времени.
- Говорит в предложениях от пяти до шести слов.
- Рассказывает истории; говорит достаточно ясно, чтобы незнакомцы его поняли.
- Понимает значения слов "то же" и "разные".
60 месяцев/5 лет:
- Хочет быть похожим на его/её друзей; любит петь, танцевать, и играть в активные игры.
- Отличает реальный мир от виртуального.
- Может считать до десяти.
- Может назвать минимум четыре цвета.
- Говорит в предложениях более пяти слов; рассказывает длинные истории.