Логопеды стараются помочь заикающимся людям уменьшить или избавиться от возникающих нарушений речи. Задача логопедов состоит в том, чтобы устранить дефекты речи (что трудно даётся многим людям) и минимизировать случаи заикания во время разговоров.
Люди могут научиться следить за своей реакцией или справляться с речевыми трудностями во время разговора. Им рассказывают о других возможных реакциях, которые могут помочь человеку говорить бегло и чётко. Например, человек, у которого часто речь становится долгой, напряжной и прерывистой, может научиться управлять ей. Люди могут не только управлять беглостью речи во время лечения, но и практиковать приобретённые навыки в жизненных ситуациях.
Люди обычно считают, что такие поведенческие методы лечения заикания относительно просты в выполнении. Напротив, управлять речевыми трудностями изо дня в день, по крайней мере в первое время - это тяжёлая работа! Применение различных методов по устранению речевых проблем требует умственных усилий. Одно дело, управлять или контролировать скорость речи в тишине и спокойствии, например, в кабинете логопеда, другое дело - в шумном и подвижном офисе или классе. По этой причине, логопеды часто общаются с членами семьи, учителями и другими о том, чего ожидать от терапии. Неразумно думать, что заикающийся человек сможет контролировать свою речь в любое время суток и во всех ситуациях.
Чаще всего детей дошкольного возраста неохотно лечат от заикания. Это нежелание можно объяснить с двух точек зрения: многие дети "перерастают" заикание, к тому же во время лечения ребёнок может многое узнать о заикании, из-за чего шанс появления заикания сильно возрастает. Однако, современная точка зрения немного отличается от подобной традиционной.
В настоящее время многие согласны с желательным ранним вмешательством со стороны логопедов. Но не смотря на это, и сейчас логопед может порекомендовать вам "подождать и посмотреть" за развитием заикания у ребёнка, только если он заикался в течение нескольких месяцев и дефекты речи были незначительными, тогда шанс на длительное заикание довольно-таки низок.
Рекомендуемый ход лечения для детей дошкольного возраста несколько отличается от хода лечения для детей старшего возраста и для взрослых. Например, родителей обучают реагировать на беглость речи ребёнка, поощряя свободную речь ("ты так плавно говоришь!") и акцентируя внимание на прерывистую речь ("звучит немного неровно"). Родители и/или логопеды могут формировать гладкость речи ребёнка. Логопеды обучат родителей когда, где и как можно это сделать. Последние исследования показывают, что методы вмешательства наподобие вышеописанных достаточно эффективны при устранении симптомов заикания у дошкольников.
Помимо вышеописанных подходов, были разработаны их вариации, чтобы помочь заикающимся людям говорить более ровно. Большинство из таких подходов подразумевают приобретение приборов, с помощью которых человек слышит свой голос во время разговора. Чаще всего они небольшие, и их нужно носить внутри или за ухом говоряшего. Лабораторные исследования показывают, что некоторым людям подобные устройства помогают говорить более плавно, так как они слышат воспроизведение их голоса с небольшой задержкой, на пониженном или повышенном тоне или когда появляется "белый шум" во время произнесения речи. Эффективность этих устройств в реальной жизни до сих пор изучается. Результаты показывают, что одни находят слуховые устройства очень полезными, в то время, как другие так не считают.
Исследования продолжаются для поиска ответов на следующие вопросы:
- почему для одних людей эти приборы более эффективнее, чем для других;
- помогают ли эти устройства справляться с дефектами речи;
- как эффективнее добиваться беглости речи: используя только это устройство или используя устройство и посещая логопеда;
- есть ли от них польза, если пользоваться ими в течение долгого времени.
В дополнение к предоставленному логопедом лечению, некоторые заикающиеся люди ищут помощь через самопомощь и группы поддержки для заикающихся. Группы поддержки для заикающихся не являются терапевтическими группами. Они представляют собой группы людей с аналогичными проблемами. Эти люди работают вместе, чтобы справиться с повседневными трудностями заикания.
Множество подобных групп существуют по всему миру. В Соединённых Штатах у групп поддержки заикающихся людей есть давняя и устойчивая традиция помогать людям преодолевать речевые трудности. Группы поддержки часто делятся на местные отделения, содержащие от нескольких до нескольких десятков членов. Они регулярно встречаются (например, еженедельно или ежемесячно) и обсуждают вопросы, связанные с заиканием. У некоторых групп поддержки также есть e-mail адреса, чаты, рассылка новостей, книги, а также ежегодные конференции, на которые приглашаются сотни заикающихся людей и членов их семей.
Многие члены группы поддержки подтверждают, что опыт, приобретённый на встречах, намного эффективнее в борьбе с заиканием, чем опыт, приобретённый во время лечения. Есть люди, кто считает, что встречи группы поддержки удовлетворяют потребности в формальной речи, которые не удовлетворялись во время лечения. Можно сделать вывод, что многим людям полезно и лечиться у логопеда, и посещать группу поддержки для заикающихся. Большинство групп поддержки разработали прочные партнёрские отношения с ассоциацией логопедии и могут продвигать и предлагать услуги логопедов для заикающихся людей.
Как лечить заикание?
Основная часть программы лечения - "поведенческая". Она разработана для того, чтобы научить человека определённым навыкам или действиям при устном общении. Например, многие логопеды учат заикающихся людей контролировать и/или наблюдать за скоростью речи.
Люди могут научиться говорить слова более медленно и менее напряжённо физически. Также, можно научиться контролировать или следить за дыханием. Люди часто начинают говорить плавно и гладко, если они говорят намного медленнее и используют короткие фразы и предложения. Со временем люди учатся говорить плавно, в более быстром темпе, более длинными предложениями и в более сложных ситуациях, пока речь не будет звучать свободно и естественно. "Повторные консультации" или "закрепительный сеанс" необходим после окончания формального курса для предотвращения рецедива.
Дыхательные упражнения - видео
В данном видео вы узнаете от врача-логопеда про дыхательные упражнения для больных заиканием: