Чипирование – это нанесение на упаковку продукции уникальных кодов маркировки (КМ).
КМ позволяют идентифицировать изделие и проследить его путь с момента выпуска с предприятия или ввоза на территорию РФ до его приобретения конечным потребителем.
Для чего наносятся коды маркировки?
Понятие «чипирование продукции» применимо исключительно к товарам из категории 4203 ТН ВЭД (это шубы, дубленки и иные изделия из натурального меха) – на указанные изделия прикрепляются КИЗы (RFID-метки), которые являются электронными носителями информации. Бывают зеленого или красного цвета.
В отношении всех остальных категорий товаров, подлежащих обязательной идентификации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №792-р, применимо понятие «маркировка средствами идентификации» или «нанесение КМ».
Процедура маркирования разработана с целью:
- отслеживания продукции с момента ее ввоза на таможенную территорию или производства до приобретения конечным потребителем;
- предотвращения появления на рынке товаров, ввезенных или произведенных в обход законодательных норм;
- увеличения поступлений в бюджет от ведения предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями закона.
Маркировка обязательна для многих товарных групп. Среди них верхняя одежда, постельное и кухонное белье, духи, фотоаппараты, обувь, табак и т.д.
В настоящий момент проводятся пилотные проекты по внедрению маркировки пива, бутилированной воды, молокопродуктов.
Если продукция попадает под обязательную маркировку, то предприниматель должен зарегистрироваться в системе «Честный знак», описать товары в Нац.каталоге, заказать необходимое количество кодов и нанести их на каждую единицу товара. Далее нужно ввести коды маркировки в оборот в системе «Честный знак».
На данный момент мясо и мясопродукты не относятся к товарам, которые необходимо маркировать в обязательном порядке кодами маркировки.
Клеймение мяса и оформление вет. сертификата
Маркировка может подразумевать как нанесение информации на этикетку продукции, так и клеймение продукции.
Клеймение – процедура, которая заключается в нанесении специального клейма специалистами подразделения Россельхознадзора.
Проводится клеймение после того, как пройден предубойный и послеубойный осмотр, целью которого является проверка соблюдения ветеринарных и карантинных норм.
Наличие клейма на тушах или полутушах свидетельствует об их безопасности с точки зрения санитарного состояния и годности к дальнейшей переработке. При клеймении наносится три пары цифр. В них зашифрована информация о регионе, городе и вет. учреждении, специалистами которого проводилась проверка.
Отсутствие ветеринарного клейма не даст предприятию возможности использовать мясо для производства мясопродуктов или выпустить товары в реализацию.
Кроме клеймения сведения о сан. состоянии мяса вносятся в вет. сертификат. Оборот таких документов осуществляется в системе «Меркурий».
Разработка этикетки для мясопродуктов
Маркировка мяса, которая заключается в нанесении информации на этикетку продукции, проводится с учетом норм, указанных в ТР ТС 022/2011 и 034/2013. Согласно их требованиям на этикетке указывается:
- Название изделий и вида животного, от которого оно получено.
- Название компании-производителя.
- Название фирмы, уполномоченной на прием претензий по качеству готового продукта.
- Товарный знак производителя (при наличии).
- Масса продукта.
- Пищевая ценность.
- Дата производства.
- Срок хранения.
- Срок хранения с момента вскрытия упаковки.
- Условия, при которых товар должен храниться.
- Информация о присутствии в составе продукта ГМО (при наличии документального подтверждения – протокола об отсутствии ГМО).
- Данные о термическом состоянии мяса.
- Единый знак «ЕАС». Размещается после прохождения обязательной оценки соответствия по ТР ТС. Процедура обязательна для мяса, которое подвергалось переработке. Необработанная продукция оценке по требованиям ТР не подлежит – для ее реализации достаточно ветеринарного сертификата.
- Штриховой код. Это добровольный элемент маркировки.